Сплошные пятерки в школьном дневнике, с блеском сданные экзамены в вузе, впечатляющие KPI на работе — вот реальность тех, кто с детства привык быть отличником. Получать похвалы и гордиться своими достижениями приятно, но всегда ли оправдано стремление к совершенству?
Непреодолимое желание все делать на сто баллов из ста в ущерб собственному комфорту — это синдром отличника. Разберемся, чем он опасен и как с ним бороться.
Что такое синдром отличника
Спешим успокоить: в МКБ-11, или Международной классификации болезней, этого понятия нет. Синдром отличника — неофициальный термин. Он подразумевает форму мышления и поведения человека, который стремится постоянно получать одобрение со стороны окружающих.
Первые «симптомы» возникают в детстве, когда ребенок начинает добиваться успехов в учебе. Именно поэтому явление стало называться синдромом отличника.
Дети, у которых нет такой проблемы, могут прекрасно учиться и при этом спокойно воспринимать неудачи, когда что-то не получается. Конечно, их тоже огорчают двойки и тройки, но плохие оценки не становятся трагедией.
У ребенка с синдромом отличника все иначе. В его мире не может быть никаких других оценок, кроме пятерки. Даже четверка наносит удар по самолюбию ребенка и заставляет его переживать, плакать, агрессивно реагировать на попытки утешить.
Такое же поведение характерно для уже взрослых «отличников». Не идеально выполненная задача или косой взгляд начальника — и состоявшийся специалист возвращается в детство, ощущая злость, беспомощность и никчемность одновременно. Даже разовая неудача причиняет человеку значительный психологический дискомфорт и надолго выбивает его из колеи.
Тот, кто страдает синдромом отличника, пытается скрыть за ширмой успешности неуверенность в себе. Именно это побуждает человека всегда и везде быть первым. Отметим, что синдром отличника (а точнее, отличницы) чаще развивается у девочек.
*Когда косой взгляд начальника выбил тебя из колеи
В чем разница между синдромом отличника и перфекционизмом
Многие люди считают понятия взаимозаменяемыми, но это не совсем корректно. Разберемся, в чем заключается разница между ними.
Перфекционизмом называется стремление человека достичь идеала. Такая нацеленность на безупречный результат характерна и для синдрома отличника. Однако разница все же есть.
Перфекционист гонится за совершенством ради самого себя. Такой человек педантично раскладывает вещи в шкафу, даже если его никто за это не хвалит. У «вечного отличника» другая мотивация: его самооценка во многом зависит от мнения других людей, одобрение которых становится наградой.
Кстати, канадские ученые П. Хьюитт и Г. Флетт выделили три вида перфекционизма:
- Самоориентированный. В этом случае перфекционист предъявляет высокие требования в первую очередь к себе. У человека такого типа есть определенные идеалы, которым он хочет соответствовать, чтобы чувствовать удовлетворение от своей деятельности.
- Ориентированный на других. Перфекционист требует совершенства от родных, друзей, коллег — людей, которые не обязаны соответствовать его ожиданиям. В результате разочарование в окружающих приводит к ощущению катастрофы, а в крайних случаях — к разрыву отношений.
- Социально предписанный. Этот вид перфекционизма похож на синдром отличника. В обоих случаях целью становится одобрение со стороны общества. Однако перфекционист фокусируется именно на результате, а «отличник» — на максимально высокой оценке.
Почему возникает синдром отличника
Как это часто бывает, все идет из детства. Корни явления уходят в родительскую семью и особенности взаимоотношений внутри нее. Разберемся, что может спровоцировать развитие синдрома, который преследует человека всю жизнь.
Во-первых, родители часто пытаются компенсировать собственные неудачи за счет ребенка, не воспринимая его как отдельную личность. В их картине мира успехи дочери или сына — это заслуга мамы и папы. Родители часто заставляют ребенка заниматься тем, что когда-то интересовало их самих: футболом, игрой на фортепиано, художественной гимнастикой и т. д.
При этом дети в такой ситуации делают вывод, что их достижения — единственная возможность завоевать любовь матери и/или отца.
Во-вторых, синдром отличника нередко передается по наследству. Во многих семья придается большое значение золотым медалям, красным дипломам, высоким должностям и другим маркерам успешности. В результате внутренняя установка на «достигаторство» осложняет жизнь одному поколению за другим.
Третья причина, по которой у ребенка развивается синдром отличника, — дефицит внимания. В идеале родители любят детей просто по факту их существования. Однако взрослые часто держат нежные чувства в себе и проявляют их только в качестве поощрения за победу в конкурсе, оконченную на одни пятерки четверть или другое достижение. В итоге ребенок видит четкую связь между своими успехами и выражением родительской любви.
Еще один фактор — излишне строгое воспитание. В одних семьях родители практикуют психологический абьюз, например, играют в молчанку, в других — доходят до физических наказаний и считают ремень лучшим мотиватором. Чтобы защитить себя и избежать насилия, ребенок пытается стать идеальным.
Важно понимать, что великолепная успеваемость сама по себе не является тревожным признаком. Когда ребенку нравится учиться и даже сложные предметы не вызывают у него отторжения, можно только порадоваться. Если каждая пятерка дается часами зубрежки и потерей нервов, нужно выяснить, что стоит за болезненным поиском чужого одобрения.
Чем опасен синдром отличника
Люди, которые стремятся быть для всех идеальными, часто от этого страдают. Синдром отличника не считается заболеванием, но у него много «осложнений», например:
- Нестабильная самооценка. Даже маленькая неудача выбивает «отличника» из колеи и заставляет его сомневаться в себе.
- Неприятие критики. Люди с синдромом отличника постоянно ждут от окружающих похвалы. Любая критика, в том числе конструктивная, вызывает резкую негативную реакцию.
- Нарушение work-life balance. «Вечные отличники» с головой погружаются в учебу или работу. В попытке угнаться за успехом они не замечают, как «проседают» другие сферы жизни, например, здоровье или взаимоотношения с близкими.
- Повышенная тревожность. Синдром провоцирует постоянную неудовлетворенность собой, боязнь ошибиться, страх перемен. Все это усиливает тревожность и создает неблагоприятный эмоциональный фон.
- Психосоматические нарушения. Те, кто страдает синдромом отличника, все время находятся в стрессе. Уставший от постоянного напряжения организм реагирует появлением тиков, мигренями, частыми простудами и т. д.
Мы уже упоминали, что дети-«отличники» крайне болезненно переживают неудачи, особенно те, которые сопровождаются критикой со стороны учителей или родителей. Эта проблема остается актуальной и для тех, кто уже вырос, но не прекратил гнаться за успехом.
Взрослые люди с синдромом отличника с трудом признают свои промахи и часто обладают неуступчивым характером. Это неизбежно приводит к конфликтам с окружающими. Однако синдром отравляет жизнь прежде всего самим «отличникам». Они склонны к неврозам, депрессиям, скачкам артериального давления. Обратная сторона успеха «вечных отличников» неприглядна. За фасадом процветания стоит отсутствие полноценного отдыха, проблемы со здоровьем и перманентное недовольство собой.
Плюсы синдрома отличника
Преимуществ практически нет. Единственным плюсом для самих «отличников» можно назвать их целеустремленность, которая не позволяет останавливаться на достигнутом.
А еще исполнительность таких людей приводит в восторг руководство. Правда, многие начальники часто откровенно пользуются «отличниками» и нагружают их задачами, не волнуясь о соблюдении сроков и качестве работы, ведь все будет сделано на пять.
Вывод очевиден: с синдромом нужно бороться, чтобы не превращать жизнь в бесконечный марафон. Разберемся, как это делать.
*Когда всеми силами пытаешься побороть синдром
Методы борьбы с синдромом отличника
Желание быть лучшим из лучших можно победить. Вот несколько способов, которые помогут укротить внутреннего отличника.
Работа с психологом/психотерапевтом
Страдающим от собственного несовершенства взрослым, а тем более детям, сложно понять, что именно побуждает их так отчаянно сражаться за признание своих успехов. Разобраться в себе позволяет работа с психологом или психотерапевтом.
Задача специалиста — выявить причины развития синдрома и помочь клиенту принять свои особенности. Кроме того, важно «переформатировать» самооценку человека, чтобы она зависела от личных качеств, а не мнения окружающих.
Для этого применяются методы семейной и когнитивно-поведенческой терапии. Также при борьбе с синдромом отличника эффективны групповые занятия. На встречах участники разбирают типичные жизненные ситуации и примеряют на себя различные роли: победителя, проигравшего, запасного игрока и т. д. В каждом случае прорабатывается специфическая тактика мышления и поведения.
Основная цель занятий — снизить значимость внешней оценки человека и его достижений и сфокусироваться на качестве процессов, которые протекают в его жизни.
Если нет желания работать с психологом — индивидуально или в группе, можно самостоятельно бороться с синдромом отличника. Рассказываем, какие приемы будут полезны.
Анализ издержек
Рано или поздно большинство «отличников» понимает, что у них есть проблема. Для ее решения будет полезен тест уже упомянутых Хьюитта и Флетта. При получении высоких баллов следует проанализировать плюсы и минусы своего синдрома отличника. Нужно взять лист бумаги, разделить его на два столбца, занести в один из них выгоды, а в другой — издержки.
Это упражнение позволит посмотреть на синдром с разных сторон и увидеть не только позитивные моменты, но и проблемы — постоянную тревожность, дисбаланс между жизнью и работой, нарушения здоровья.
Отслеживание ложных установок
«Все или ничего!» — кредо тех, кто стремится к безупречности. Такие люди либо стараются достигать идеального результата, либо вообще не хотят браться за дело. Ситуацию осложняет склонность «отличников» выдвигать самим себе ультиматумы: «Или я одержу безоговорочную победу, или все поймут, что у меня не получилось».
Необходимо отказаться от иррациональных установок, которые мешают трезво мыслить и загоняют человека в капкан аутоагрессии. В этом помогут следующие шаги:
- Идентификация иррациональной мысли. Нужно спросить себя, приносит ли конкретная идея пользу. Также важно понять, какой характер носит мысль — нейтральный или негативный. Наконец, стоит подумать, имеет ли она подтверждение в реальности.
- Остановка мысли. При появлении беспокойства следует несколько раз вслух проговорить слово «стоп». Другой вариант — отвлечься от негатива и сфокусироваться на другой теме, помедитировать или послушать музыку.
- Переключение с иррациональной мысли на конструктивную. Сделать этот шаг сложно, но необходимо. Деструктивная установка нуждается в опровержении. На ложный тезис «Я полный ноль» можно ответить: «Я слишком многого от себя требую и поэтому иногда чувствую себя нолем, хотя это неправильно, ведь я молодец!».
Снижение тревожности
Люди с синдромом отличника склонны видеть будущее в мрачных тонах и воображать самые драматичные сценарии развития любых событий. Не получается написать хорошую курсовую? Значит, впереди позорное отчисление из вуза! Срок сдачи проекта сдвигается аж на один день? Руководитель устроит публичный разнос, уволит с волчьим билетом и расскажет всем потенциальным работодателям, кого ни в коем случае нельзя нанимать!
Такое самонакручивание неизбежно повышает уровень тревожности, из-за чего человек впадает в ступор и теряет способность трезво мыслить. Чтобы справиться с беспокойством в моменте, можно выполнить несколько дыхательных упражнений либо переключить внимание и, например, назвать 3–5 ощущений в собственном теле.
В целом борьба с тревожностью требует системного подхода. Психологи рекомендуют «бояться по расписанию», т. е. выделять 15–30 минут в день для осмысливания того, что пугает.
Выполнение этого упражнения сначала вызывает внутреннее сопротивление. Психика активизирует защитные механизмы, и после нескольких минут плотного контакта с тревогой человеку кажется, что все уже передумано и пора заканчивать. Здесь важно не останавливаться и продолжать работать с негативной мыслью, пока она не будет взята под контроль.
Делегирование задач
«Хочешь сделать что-то хорошо — сделай сам!» — еще один девиз страдающих синдромом отличника людей. Они считают, что никто не способен достичь идеала, и поэтому с трудом делегируют задачи. Из-за этого «отличники» постоянно перерабатывают, не успевают отдыхать и в итоге выгорают.
Чтобы неумение делегировать задачи перестало быть проблемой, стоит провести эксперимент. Для примера возьмем командную работу над проектом. Не обязательно брать на себя всю ответственность за общее дело! Можно качественно выполнить свою часть работы и на этом остановиться, а не сидеть над проектом ночи напролет и одновременно пытаться контролировать всех «сокомандников».
Такой опыт позволит убедиться, что другие люди тоже способны нести ответственность. Человек сможет понять: делегирование задач — это разумное решение, а не признание в собственном бессилии.
*Делегируешь задачи коллеге
Умение получать удовольствие от процесса
Мы уже упоминали, что «отличникам» свойственна зависимость от внешней оценки. Они не могут быть довольными собой, если не получают признания от преподавателя, руководителя или кого-то еще, кого считают авторитетом.
Стимулы извне со временем не только перестают работать, но и подавляют внутреннюю мотивацию. В результате человек просто не видит смысла в какой-либо деятельности, если его никто не хвалит. Однако именно внутренняя мотивация позволяет получать удовольствие от различных занятий, поддерживать высокую продуктивность и пребывать в душевном равновесии.
Чтобы снизить зависимость от внешних стимулов, можно стать «самураем, у которого нет цели — есть только путь» (без фатализма, конечно). Психологи рекомендуют уделять больше внимания не имеющим отношения к учебе или работе занятиям. Важно, чтобы «отличник» был готов посвящать себя этим делам, даже если его не ждут дифирамбы. Не имеет значения, какое это занятие — танцы перед зеркалом или написание стихов в стол. Главное, чтобы человек наслаждался процессом без ожидания одобрительных возгласов.
Грамотная организация отдыха
Беда многих «отличников» в том, что они совершенно не умеют расслабляться. Однако качественный отдых — важная часть жизни. Человек с синдромом отличника может пойти на хитрость и поставить перед собой задачу — научиться расслаблению. Разве тот, кто все делает идеально, захочет провалить челлендж?
А если серьезно, умение отдыхать идет рука об руку со способностью заботиться о своих интересах. Время, которое «отличник» тратит только на себя, не пытаясь угодить другим, помогает ему поддерживать осознание самоценности.
Заключение
«Каждый имеет право на ошибку!» — вот установка, полезная для каждого человека. Для «отличников» она должна быть девизом. Речь не о том, что нужно диаметрально изменить свой подход к жизни и снять с себя любую ответственность. Суть в другом: ошибаться — это нормально, главное — делать правильные выводы и не корить себя за промахи.
Как часто показывает жизнь, золотые медали, красные дипломы и многочисленные сертификаты о прохождении самых разных курсов отнюдь не гарантируют успеха. Более того, даже богатый опыт работы, отточенные навыки и портфолио с классными кейсами не всегда помогают людям-«отличникам» сделать блестящую карьеру.
Во всем нужна гармония. Те, кто обладают синдромом отличника, часто сосредотачиваются на прокачивании hard skills, полагая, что это поможет добиться успеха. Да, технические навыки важны, но не стоит забывать и о мягких скилах, без которых не обойтись даже программистам. Если у «отличника» хромает эмоциональный интеллект или отсутствует умение себя презентовать, толку от его знаний и талантов будет немного.
Кроме того, в достижении успеха не последнюю роль играет социальный капитал. Именно поэтому людям с синдромом отличника стоит уделять меньше времени погоне за совершенством и больше заботиться о создании крепких связей.