Словом, настройка ЧПУ помогает избежать многих проблем. Это привычное для SEO-специалистов сокращение означает «человекопонятные URL». ЧПУ выглядит так: sitename.ru/kino/obzor-novoy-serii-doma-drakona.html. Пользователь, который видит такую ссылку, понимает, что можно перейти на страницу и узнать о событиях в новой серии «Дома Дракона». Поисковые системы воспринимают ЧПУ как признак заботы о посетителях сайта. Благодаря этому веб-ресурс «получает плюсик» и поднимается в выдаче.
В статье мы рассмотрим типы и преимущества ЧПУ, а также поговорим о том, как выполнить настройку человекопонятных УРЛов для продвижения сайта.
Для чего нужны ЧПУ
Преимущества работы с человекопонятными URL:
- Улучшение юзабилити веб-ресурса. Сайт становится более удобным, а пользователи начинают охотнее обмениваться ссылками.
- Эффективное продвижение. ЧПУ повышают кликабельность сниппета и облегчают работу поисковиков, поэтому сайт лучше индексируется и выше ранжируется.
Как правильно настраивать ЧПУ
Следуйте рекомендациям веб-мастеров, что человекопонятные URL подняли ваш сайт в поисковой выдаче.
Добавьте в УРЛы страниц ключевые слова
Сформируйте пул ключей и вставьте их в адреса веб-страниц. Для понимания рассмотрим конкретный пример — онлайн-магазин спортивных товаров. Если пользователь ищет самокат, он попадет на страницу с УРЛом myshop.ru/catalog/samokaty. Посетитель, которому нужна модель для трюков, перейдет на лендинг с адресом myshop.ru/tryukovyy-samokat. Помните: чем проще ЧПУ, тем он эффективнее.
Не делайте ссылки слишком длинными
Часто УРЛ можно сократить без каких-либо потерь. Например, адрес страницы с рецептами диетической шарлотки выглядит следующим образом: sitename.ru/recepty/zozh/kak-ispech-dieticheskuyu-sharlotku.html. Такой громоздкий URL плохо воспринимается как визуально, так и на слух. Сократим его до sitename.ru/recepty/zozh/sharlotka.html. Смысл сохранился, а УРЛ стал короче и удобнее.
Используйте дефис вместо нижнего подчеркивания
Поисковые системы негативно воспринимают пробелы в ЧПУ. Чтобы разделять слова в рамках одной директории, используйте дефис, а не нижнее подчеркивание. Вместо УРЛа /shiny_zimnie/michelin/ лучше прописать /shiny-zimnie/michelin. Обратите внимание: веб-мастера не рекомендуют изменять адреса только ради того, чтобы убрать нижние подчеркивания и вставить дефисы.
Прописывайте URL документов, картинок, аудио- и видеофайлов
Может показаться, что ЧПУ страниц намного важнее УРЛов изображений, видеороликов и т. д. Это ошибочное мнение. Поисковики сканируют все, что им доступно, в том числе названия картинок, документов и др. Файлы с человекопонятными УРЛами лучше индексируются. Алгоритмам больше понравится картинка с ЧПУ sitename.ru/img/fialka.jpg, чем изображение с URL sitename.ru/FHLDTsXrJws.jpg.
Содержимое файлов подвергается тщательному анализу со стороны поисковиков. Оно соотносится с тематикой веб-страницы, обрамляющим текстом, атрибутами Alt, мета-данными, а также с URL. Не забывайте прописывать ЧПУ картинок, аудиофайлов и видеороликов при их загрузке на сайт. Предоставьте поисковикам всю необходимую информацию о содержимом файлов, чтобы они быстрее индексировались, а ваш ресурс поднимался в выдаче.
Структура и шаблоны ЧПУ
На структуру человекопонятных URL влияют разные факторы:
- особенности CMS;
- структура сайта;
- тематика веб-ресурса и др.
Как правило, ЧПУ настраиваются по стандартному шаблону. Для примера возьмем онлайн-магазин спортивных товаров.
Во-первых, можно сделать короткий УРЛ — myshop.ru/samokat-micar.
Существует и другой вариант — адрес с расширением myshop.ru/samokat-micar.html. Отметим, что такой подход неоднозначно оценивается SEO-специалистами. Многие из них считают его устаревшим.
Наконец, для интернет-магазина или раздела в блоге подходит вариант с папкой каталога — myshop.ru/samokaty/samokat-micar и myblog.ru/gorod/samokat-micar. Заглублять структуру не рекомендуется. Оптимальный вариант: сайт — категория — отдельная страница.
Следите за тем, чтобы не удлинять промежуток между адресом веб-ресурса и пунктом «категория» в УРЛе — это может негативно повлиять на ранжирование ссылки.
Типы ЧПУ
Человекопонятные УРЛы делятся на три типа. Рассмотрим каждый из них.
Транслитерация
Адрес на транслите выглядит так: rubix.su/blog/recept-tekstov-dlya-seo-ih-rol-v-optimizacii-sajta. Транслитерация — оптимальный способ создания ЧПУ. Использование латинского алфавита снижает риск ошибок, которые могут возникнуть при индексации страниц. Кроме того, транслитерация «не портит» русские слова — они остаются понятными пользователям. Написанные латинскими буквами ЧПУ помогают получать более высокие позиции в выдаче, если вы продвигаете сайт в регионе, где английский язык не находится в приоритете. Один момент: фразы на транслите выглядят стилистически не совсем полноценными. В таком случае можно создавать УРЛы на латинице.
Латиница
Фразы на латинице понимают и все поисковики, и основная часть интернет-пользователей по всему миру. Можно не говорить на английском языке, но знать слова shop, company, service и др. Латиница универсальна, но для длинных URL она не подходит. Например, фраза to-do-list-for-someone-who-wants-to-get-better останется загадкой для пользователей, которые не знают английского.
Кириллица
УРЛы на кириллице подходят для сайтов на домене «рф». Такое написание применяют и крупные ресурсы, например, «Википедия». Отметим, что использование кириллицы вызывает проблемы с кодированием URL. Возьмите любую страницу «Википедии», например, «Архитектура Византии». Скопируйте ссылку на нее и вставьте в адресную строку новой вкладки в браузере. Результат может вас удивить.
УРЛ до кодирования
https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектура_Византии
УРЛ после кодирования
Как выбрать тип ЧПУ
Выбор типа ЧПУ зависит от разных факторов. У каждого варианта свои плюсы и минусы. Например, кириллица «вызывает недовольство» у Google, поэтому возникают затруднения с кодированием. Латиница положительно воспринимается «Яндексом», но и здесь не без нюансов — на территории России предпочтительнее использовать транслит. Транслитерация — оптимальный вариант для обеих поисковых систем. Из-за нее не возникает сложностей ни с кодированием, ни с пониманием иностранных слов.
Прописывать УРЛы транслитом помогают специальные плагины и сервисы.
Что касается настройки ЧПУ, то здесь нет ничего особо сложного. Зайдите в админ-панель сайта и выберите нужный тип отображения, чтобы в дальнейшем CMS автоматически генерировала адреса на базе заголовков статей и файлов. Такой простой способ подходит не для всех движков. Об этом нужно рассказать более подробно.
Настройка ЧПУ в каталоге в «1С-Битрикс»
Чтобы упростить работу, разделите задачу на подзадачи.
Зайдите в админ-панель и откройте раздел «Инфоблоки», в котором выберите «Контент» и «Каталог». Затем вам понадобится вкладка «Поля». В ней нужно выполнить настройки.
Сделайте символьный код разделов и элементов обязательным. Затем начните проверку на уникальность и транслитерируйте URL из названия. После откройте «Поля разделов» и задайте обязательный символьный код. Проверять его на уникальность не нужно — просто выберите «Транслитерировать URL».
Обратите внимание: данные из инфоблока «Каталог» используются верхним меню и bitrix:catalog.section. О настройке УРЛов в этом блоке поговорим чуть позже.
Задайте символьный код для всех разделов каталога и элементов (товаров). Теперь нужно проверить себя. Откройте таблицу с разделами и введите код. Так вы увидите все URL. Кроме того, зайдите в каждый раздел. Убедитесь, что каждому элементу присвоен уникальный URL.
Теперь настройте компонент «Каталог», чтобы «Битрикс» автоматически создал ЧПУ. Зайдите на страницу каталога, выберите быструю правку и зайдите в настройки.
Выберите «Управление адресами страниц», включите поддержку ЧПУ и замените CODE на ID. Сохраните изменения.
Осталось настроить ссылки bitrix:catalog.section для каждого элемента.
Зайдите в настройки и выберите «Шаблоны ссылок». Вы увидите строку «URL, ведущий на страницу с содержимым элемента раздела». В этой строчке создайте ссылку для элементов, сохраните изменения и выполните проверку. Вы можете увидеть, что верхнее меню отображается некорректно. Это можно исправить с помощью настроек в первой вкладке инфоблока «Каталог». Обратите внимание: компоненты могут меняться по умолчанию. Для этого надо сразу настроить ЧПУ в инфоблоке.
Если вы все сделали, а «Битрикс» не создает человекопонятные УРЛы, не расстраивайтесь, а проверьте все шаги и найдите ошибку.
Какие ошибки возникают при написании ЧПУ
Пять типичных ошибок:
- Избыток пробелов и лишних символов.
- Отсутствие ключевых слов.
- Использование сложных оборотов.
- «Микс» из латиницы и транслита в одном ЧПУ.
- Превышение допустимой длины УРЛа.
Важно: старайтесь не превышать лимит в 90 символов. Поисковые системы обрезают слишком длинные ссылки. В результате интернет-пользователи видят непонятные фразы, которые оборваны на полуслове.
Вывод
Настройка ЧПУ — стандартная SEO-процедура. Понятные и удобные УРЛы улучшают юзабилити сайта и продвигают его в выдаче. Пользуйтесь нашими советами, и ЧПУ будут развивать ваш ресурс.